В конце декабря 2014 года Верховный суд (ВС) РФ подтвердил право граждан передвигаться на полученном в пользование автомобиле без оформления ОСАГО в течение десяти дней. Причём транспортное средство может находиться как в собственности автовладельца, так и в его хозяйственном или оперативном управлении. Поводом для вынесения данного решения стало несогласие жителя республики Марий Эл с действиями местных сотрудников ГИБДД.
5 февраля 2013 года гражданин заключил договор на безвозмездное пользование транспортным средством с его собственником, а уже 7 февраля автовладельцу был выписан штраф за езду без полиса ОСАГО. Гражданин оспаривал Постановление отдела ГИБДД о наложении административного штрафа, но суды двух инстанций проиграл. Дело дошло до Верховного суда, где и было разрешено в пользу истца. ВС решения двух нижестоящих инстанций отменил, сославшись на ч. 2 ст. 4 закона «Об ОСАГО».
Кроме того, ВС РФ разъяснил некоторые нормы правил дорожного движения в части противоречий закону «Об ОСАГО». Так п. 21.1 ПДД РФ обязывает автовладельцев иметь при себе действующий полис ОСАГО, но только в случаях, установленных федеральными законодательными актами. Федеральный закон 40-ФЗ обязывает автовладельца заключать договор «автогражданки» до регистрации автомобиля в органах МВД, но не позднее десяти дней с момента возникновения права собственности. Таким образом, до истечения этого времени сотрудники ГИБДД не имеют права требовать договор «автогражданки» у автовладельцев.
Опасности решения ВС для рынка страхования России
Право собственности или оперативного управления транспортным средством оформляется путём составления договора гражданско-правового характера. В случае покупки — это договор купли-продажи (ДКП) автомобиля. Согласно Гражданскому Кодексу РФ, подобный документ между физическими лицами допустимо составлять «от руки». Оформление ДКП с отрытой датой или подделка подписи продавца открывает покупателю возможность почти сколь угодно долго передвигаться на приобретённом автомобиле без покупки ОСАГО. От необходимости переоформления авто в ГИБДД также можно уклониться.
Стоимость ОСАГО осенью возросла примерно на четверть. В 2015 году ожидается дальнейшее увеличение тарифов на страхование. Сэкономить на «автогражданке» и уплате транспортного налога становится весьма заманчивой перспективой. В свете решения ВС РФ об «отсрочке» оформления ОСАГО законопослушные автовладельцы рискуют попасть в неприятную ситуацию. Виновник ДТП, на законном основании не имеющий полиса, становится источником ещё большей опасности.
Калькулятор ОСАГО — моментальный онлайн расчет:
Количество водителей
1
неограниченное
кол-во водителей
Возраст
Стаж
Водитель 1
Возраст
Стаж
Водитель 2
Возраст
Стаж
Водитель 3
Возраст
Стаж
Водитель 4
Возраст
Стаж
Водитель 5
Тип ТС
Регион
Если виновник ДТП скрылся
Если транспортное средство не имеет страховки ОСАГО и регистрационных знаков — велик риск, что виновник аварии просто скроется с места ДТП. Если пострадал автомобиль представительского класса, несколько авто или есть жертвы, то вероятность исчезновения правонарушителя возрастает. Подобное развитие событий крайне нежелательно для потерпевшей стороны, ведь возместить убытки в таком случае некому.
Если виновник ДТП неизвестен, Российский союза автостраховщиков (РСА) компенсирует лишь ущерб, нанесённый жизни и здоровью потерпевших. Повреждения автомобиля на сегодняшний день никем не возмещаются. Автоюристы — в частности Игорь Моржаретто — предлагают вменить РСА полное возмещение ущерба от ДТП с неустановленным виновником. Разумеется, страховые компании не согласны с подобным изменением ст. 18 закона «Об ОСАГО».
Сейчас 3% от сборов по «автогражданке» страховщики отчисляют в фонд РСА. По мнению юристов, эти деньги и должны тратиться на защиту законопослушных страхователей и автовладельцев. Страховщики парируют: компенсационного фонда РСА на подобные меры не хватит. Необходимо увеличить отчисления страховщиков, а значит и тарифы ОСАГО. Дискуссия между страховыми компаниями и защитниками прав автовладельцев продолжается.
Если виновник ДТП установлен
Ответственность автовладельца не застрахована, но он известен. Зачастую это не облегчает участь потерпевших. Особенно, если виновник ДТП погиб или неплатёжеспособен. Тогда обращение в судебную инстанцию с гражданским иском не принесёт ощутимых результатов. Статья 1079 Гражданского Кодекса РФ регламентирует порядок возмещения вреда, нанесённого в процессе эксплуатации транспортного средства, но дела по этой статье иногда тянутся годами. Возмещение вреда также может растянуться на неопределённое время. Если виновник ДТП не обладает официальным заработком — на целые десятилетия.
Виновник аварии не вписан в полис
Наиболее безболезненная для потерпевшей стороны ситуация. В таком случае, согласно законодательству, страховая компания обязана произвести страховую выплату потерпевшему. Однако и виновник аварии не останется безнаказанным, ведь страховщик имеет право подать регрессный иск и вернуть свои средства.
Решение Верховного суда РФ, несомненно, направлено на защиту интересов автовладельцев и соблюдение законодательства. Описанные выше «шероховатости» остаются на совести граждан России. ВС не запрещает оформлять страховой полис сразу же после покупки авто. Калькулятор ОСАГО позволяет уже сейчас приобрести страховку дистанционно, находясь ещё в автосалоне или на авторынке и только прогревая двигатель перед первой поездкой.