Европротокол: просто оформить – сложно доказать

Европротокол: просто оформить – сложно доказать

10-20% страховых случаев имеют признаки мошенничества — таковы оценки экспертов сегодняшней ситуации на рынке ОСАГО. Увеличение лимита по Европротоколу и одновременное с тем отсутствие жестких требований к техническим средствам фиксации событий могут вызвать настоящий ажиотаж среди нечистых на руку страхователей. Как избежать коллапса?

400 000 рублей за простую аварию

Во всех регионах одновременно с ценой на ОСАГО вырос и лимит по Европротоколу. Сейчас он составляет 50 000 рублей. В экспериментальных регионах — Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях — верхняя планка находится на уровне полной суммы возмещения по ОСАГО — 400 000 рублей. Введение безлимитного Европротокола, по задумке законотворцев, должно снять нагрузку с ГАИ, вызов представителей которой теперь не обязателен в случае ДТП с участием двух автомобилей и без человеческих травм или жертв. Столкнулись, быстро согласовали, зафиксировали данные об обстоятельствах аварии и повреждениях и быстро разъехались — никаких проволочек и пробок.

Вопросы вызывает лишь один пункт — фиксация событий. Так, в принятом летом 2014 года законе речь идет об использовании технических средств контроля, данные с которых не подлежат корректировке. Идеальное решение — использование возможностей системы Глонасс, а пока они не обеспечены, разумно было бы задействовать GPS систему.

РСА: «Мы не видели постановление до его подписания»

01 октября 2014 года Правительство РФ подписало постановление «Об утверждении правил представления информации о ДТП страховщику и требований к техническим средствам контроля, обеспечивающим некорректируемую регистрацию информации». Автовладельцы должны представить в СК фото- и/или видеоматериал с места событий, отснятый на любую камеру, включая камеру смартфона. В п. 2 Постановления обозначена необходимость представления вместе с прочими документами «заявления страхователя о том, что информация с электронного носителя является некорректируемой». Это и является доказательством подлинности материалов.

Что же касается технических средств контроля с некорректируемой регистрацией данных, используемых для фиксации информации об обстоятельствах причинения вреда ТС, то в Постановлении они определены четко. Это аппаратура спутниковой навигации ГЛОНАСС или та, которая функционирует с использованием технологий ГЛОНАСС и других навигационных систем.

Информация из технического средства передается в Государственную автоматизированную информационную систему «ЭРА-ГЛОНАСС». Оттуда — в информационную систему ОСАГО. Это следующие данные:

Точные координаты аварии;
Время и дата происшествия;
Скорость и направление движения;
Сила удара;
История передвижения авто непосредственно перед ДТП.


Загвоздка в том, что «ЭРА-ГЛОНАСС» пока не существует. На основании этого Правительство отсрочило вступление в силу требований о представлении данных о скорости и ускорении машины до 01 января 2016 г. Именно эти сведения позволяют установить факт внешнего воздействия на автомобиль, то есть определить сам факт ДТП. По сути, данное Постановление делает невозможным исполнение обновленного закона об ОСАГО. Кроме того, оно нарушает права страховых компаний в части получения истинных данных о страховом событии. Страховщикам придется озаботиться проверкой фото- и видеоматериала на предмет фальсификации. Это повлечет значительные затраты на реорганизацию бизнес-процессов, в противном случае СК будут нести прямые убытки.

В РСА отмечают, что Постановление было представлено на суд страховщиков только после его подписания в Правительстве. Последние более чем обеспокоены и настроены решительно. В борьбе с мошенничеством, по утверждению гендиректора «Росгосстраха», все средства хороши. При необходимости «даже обращение к президенту РФ или в Верховный суд».

История вопроса

На конференции «Российская система тахографии: настоящее и будущее», что прошла в Москве 11 сентября, выступил делегат от РСА. Он отметил, что на отечественном рынке есть оборудование для фиксации событий страхового случая. По поручению Правительства РФ была разработана система «ЭРА-ГЛОНАСС», ввод в эксплуатацию которой намечен на начало 2015 года. Она предназначена для передачи данных о ДТП на дорогах России в экстренные оперативные службы. Система заточена под серьезные ДТП с потенциальными человеческими жертвами, то есть она реагирует тогда, когда сила удара такова, что есть угроза человеческой жизни.

РСА ведет диалог с НП «ГЛОНАСС» о расширении функционала его детища для решения таких ординарных задач, как фиксация обстоятельств мелких происшествий на дороге и передача информации непосредственно страховщику. При проведении собственных испытаний с фиксацией момента удара представители РСА отметили, что датчики платформы «ЭРА-ГЛОНАСС» реагируют на очень незначительное столкновение, что теоретически позволяет использовать эту разработку и для нужд страховых компаний. По словам Павла Бунина, все, что нужно сделать, — «произвести донастройку ПО».

В проведении детального анализа ДТП должен помочь трехосевой акселерометр, делающий по 100 записей в секунду. При ускорении более 1g в течение 25 миллисекунд записи будут сохраняться в энергонезависимый буфер. Это гарантирует невозможность фальсификации сведений. Спустя четыре дня после конференции на сайте ГЛОНАСС появилось сообщение о том, что на российском рынке нет оборудования, способного фиксировать события ДТП. По заявлению представителей ГЛОНАСС, на его разработку потребуется минимум год плюс время на отладку серийного производства и создание сервисных центров.

Как видим, первые лица двух крупнейших игроков рынка выдают противоречащие сведения, так что простым автовладельцам остается только догадываться о реальной ситуации с аппаратурой. То ли есть, то ли нет.

Некорректируемые данные — залог честных выплат

Увеличение лимитов по выплатам в рамках Европротокола сразу в шестнадцать раз неизбежно вызовет повышенный интерес мошенников к возможности разжиться легкими деньгами. В нашей стране экспертов по фотошопу больше, чем автомобилистов, поэтому фальсификата будет много. РСА бьет в колокола.

Увеличение подстав и инсценировок неизбежно приведет к увеличению убыточности ОСАГО. В проигрыше окажутся и добросовестные клиенты, и страховщики. И не спасет даже очередное повышение тарифов ОСАГО.
Кроме того, проверка информации о самом факте ДТП и его обстоятельствах неизбежно увеличит сроки рассмотрения заявлений на выплату компенсации, что породит массу конфликтов между страховщиками и автовладельцами.


Пока неповоротливая государственная машина не отреагировала на законодательно зафиксированные потребности страховщиков, частные компании выводят на российский рынок устройства страховой телематики. Так, первой стала пара Intouch-МТС, предложившая установку телематического GPS/ГЛОНАСС-трекера при заключении договора каско. Благодаря «умному» страхованию стоимость полиса может быть снижена на 20% от рассчитанной на калькуляторе каско. Всего через две недели после нее свой продукт — «Безопасное вождение» — представила ГК «Скаут», обозначив в качестве целевой аудитории корпоративные автопарки.

Впрочем, это капля в море. По прошлогодним оценкам, лишь 8% российских водителей используют мониторинговое оборудование с фиксацией некорректируемых данных. Воспользоваться же безлимитным Европротоколом смогут, по крайней мере на первых порах, и вовсе единицы. Требование о том, что полисы ОСАГО обоих участников ДТП должны быть заключены после 01 октября, никто не отменял. Какой выход найдет РСА в данной ситуации? Смогут ли страховщики отстоять свои права в части исполнения нового закона об ОСАГО? Не получится ли, что традиционное «хотели как лучше — получилось как всегда» приведет к полной неразберихе в страховой отрасли?

Принятие закона только на бумаге и невозможность его полномерной реализации стало национальной традицией, к сожалению, плохой. В проигрыше оказываются все участники страхового процесса. Пока очевидно одно: с очень высокой вероятностью множество страховых случаев по Европротоколу В МСК, Спб, МО и ЛО будет рассматриваться в суде.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: