Почему дорожает ОСАГО?

Почему дорожает ОСАГО?

ОСАГО было введено в России в 2003 году. За прошедшие 8 лет базовые тарифы для всех видов транспортных средств (легковые автомобили, грузовые, автобусы и пр.) ни разу не повышались. Увеличивались только коэффициенты, применяемые при расчете страховой премии, как-то: региональные коэффициенты, коэффициенты, зависящие от мощности легковых автомобилей, возраста и стажа водителей, периода использования.

Все эти коэффициенты повышались лишь дважды: в марте 2009 года и, последний раз — 28 июля 2011 года. И не сказать, чтобы повышались очень сильно.

Одновременно, по правилам ОСАГО, каждый автолюбитель после очередного безаварийного года вождения получал скидку 5%. Таким образом, те, кто страховался с 2003 года и ни разу не стал виновником аварии, накопили в своем активе на сегодняшний день до 40% скидки. Если рассчитать стоимость страховки для жителя, к примеру, Воронежской области с «шестеркой» в 71 л.с. и 40%-ной скидкой, она составит на сегодняшний день с учетом всех «подросших» коэффициентов — 914,76 рублей.

Много это или мало? Вопрос неоднозначный. Для москвича подобная сумма покажется сущими копейками, а сельчанин из деревни, быть может, сочтет такой платеж за год немалой суммой. Но это еще не все. Известно, что страхователь нынче становится все более грамотным. Про «сельские» и «городские» коэффициенты не знает, разве что только ленивый. Поэтому, разбирающиеся в вопросах ОСАГО автовладельцы новеньких иномарок с зашкаливающим количеством «лошадей», и проживающие при этом в большом городе, записывают в качестве собственника своего автомобиля дедушку на деревне и платят за полис ОСАГО (с учетом скидки и «сельского» коэффициента), деньги совсем небольшие. Опять же рассчитаем стоимость ОСАГО для жителя Воронежской области с Toyota Harrier в 220 л.с. и скидкой в 40%. Это получится ровно 1330,56 рублей.

Но если сравнить выплаты за пострадавшую в аварии старенькую шестерку и Toyota Harrier, получится, что при небольшой разнице в полученной страховой премии выплаты за тот и другой автомобиль будут, ой, как различаться. В пределах 120 тысяч, конечно, но все-таки…

А собственно, к чему все эти расчеты? Бытует мнение, что страховые компании наживаются на ОСАГО. И любое повышение тарифов приведет только к увеличению прибыли страховщиков. Почему же, тогда в России ежегодно разоряются десятки страховых компаний? Казалось бы, собирай денежки и живи себе спокойно.

Но именно поэтому и разоряются, потому что ОСАГО не столь прибыльно, как это принято считать. Те компании, которые хоть как-то платят по обязательствам, на этом много не выигрывают или вообще, не выигрывают.

То есть, рассудим так: если человек добровольно страхует автомобиль по КАСКО, свой дом, квартиру, жизнь, он делает это сознательно, и как-то беспокоится, чтобы застрахованное не пострадало (если, конечно, без мошенничества). Тогда как, автомобиль обязаны страховать все: и пьющие, и наркоманы, и стар, и млад. Страховка есть — можно ездить. Автомобилем управляют все, кто захочет, поэтому ДТП происходят в огромном количестве. При этом мелких страховщиков, которые «заглянули» на страховой рынок, быстренько набрали денег и исчезли — ненормально много. Ориентированность исключительно на ОСАГО приводит к логическому концу — разорению. Ну, понятно, конечно, — набрали денег, отложили, «спрятали». Только для нормального бизнеса это как-то несерьезно.

Солидные страховые компании, которые уже нажили себе капитал, и прочно обосновались на этом рынке, богатеют, отнюдь не на ОСАГО, а на добровольном страховании имущества «заводов, банков, домов и пароходов».

Есть еще один нюанс в страховании ОСАГО. Если за аварийного водителя были выплаты со стороны страховой компании, на следующий год он должен частично потерять скидки, заплатить больше. Но ситуация такова, что большинство автовладельцев идут по следующему пути: они просто переходят в другую страховую компанию, скрывая факт ДТП по своей вине. А поскольку среди отечественных 150-ти компаний никогда не было единой базы, проверить страховую историю каждого конкретного водителя нет никакой возможности. Таким образом, теряется весь смысл справедливого страхования ОСАГО. Именно поэтому, крупные страховые компании предпринимают всяческие шаги, чтобы избавиться от неблагополучных клиентов. Одни не принимают на страхование тех, кто не представляет справку о безаварийности от предыдущей страховой компании. Другие, к примеру, Росгосстрах в некоторых областях готов заключить договор ОСАГО только вместе с ДСАГО. Мера, конечно, оригинальная, резонанс большой. Люди возмущаются «принудиловкой», часть уходит в другие компании, но ведь кто-то остается. В то время, как другие компании готовы взять под свое крыло абсолютно всех: без справок и ДСАГО. И скорее всего, эти компании в какой-то момент просто исчезнут. Примечание: с января 2013 года была введена в эксплуатцию единая для всех страховщиков база ОСАГО. Будем надеется, что это исправит ситуацию и описанная выше проблема перестанет существовать.

Если у нас есть возможность при помощи всяческих ухищрений платить за ОСАГО меньше, почему бы это не использовать? Но многие обоснованно недовольны низкими по сравнению с те ми же европейскими странами суммами выплат. Выплата до 120 тысяч на один автомобиль и не более 160 тысяч на несколько — это мало, очень мало. Быть может, если подорожает базовый тариф, выплаты по ОСАГО тоже увеличатся и хоть как-то приблизятся к реальности? Тогда, вместе с повышением тарифов крайне важно предпринять меры, которые позволят «выдавить» с рынка компании, которые изначально не собирались платить, помогут бороться с продажей фиктивных полисов ОСАГО и неплатежами, ведь с точки зрения нормальной конкуренции и по опыту Запада на рынке обязательного страхования не должно быть 150 компаний.

А пока порядок не наведен — читайте отзывы о страховых компаниях и выбирайте надежных и проверенных временем страховщиков, иначе полис ОСАГО может превратиться в простую бумажку.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: